Как хороший инструмент управления превратился в «машину смерти»
Автор канала «Маркетинг без мракобесия» — Троицкая Ксения
Вспомнила свой неудачный кейс по внедрению дисциплинарного наказания для сотрудников ресторана и решила поделиться.

Внимание: как руководитель в проектах я обязана продумывать не только систему поощрения, но и систему наказания сотрудников. Это норма, когда работают оба процесса, вопрос лишь в дозах и причинах применения.

В начале контракта с рестораном я обратила внимание, что система штрафов и выговоров в нем неэффективна. Сотрудники откупались деньгами и продолжали косячить: опаздывать, не отвечать на звонки, «забывать» убирать вверенные зоны и болтать по телефону в зале, игнорируя гостей.

Из-за этого у собственников и сотрудников случались конфликты, которые заканчивались увольнениями. Я взялась за смену системы поощрений-наказаний и предложила заменить штрафы отработкой. По моим расчетам она результативнее, так как сотрудникам приходится отвечать за нарушения не деньгами, а личным временем. К тому же ресторан получает измеримую пользу.

Суть инструмента была такой:

1. За дисциплинарное нарушение и нарушение регламента полагался 1 БФ. БФ — внутреннее мерило наказания, он равнялся 20 минутам отработки. Причем за первичные нарушения сотрудник получал замечание и, если требовалось, проходил дополнительное обучение.

2. Сотрудник мог накопить несколько БФ и отработать их единовременно, а мог делить на удобные для себя отрезки. Отработка была не в рабочее время, но не возбранялось прийти, например, за час до смены или задержаться после.

3. Помимо отработки чисто по времени, был список заданий, каждое из которых стоило определенное количество БФ. Можно было работать по списку: «уборка комнаты официантов — списание 4 БФ», «помыть стулья в зоне Х — списание 2 БФ». То есть, предполагалась та же работа, что и в смену. Только теперь за счет того, что ее брал на себя сотрудник с БФ у сотрудников смены высвобождалось время для других дел.

4. Назначать БФ имели право два собственника, я и администратор.

Сотрудники восприняли нововведение нормально. Казалось, что наказание справедливое и посильное — ну сколько может косячить человек? 0-6 раз в месяц, особо старательные — 20. То есть отработка от 0 минут до 7 часов в месяц, да еще и допускается делить на части. Если брать задания из списка, то времени потратится еще меньше — ведь стулья можно помыть и за 10 минут, а БФ спишется как за 40.

Так что проговорили-запустили без проблем.

Первое время косяки сошли на нет. Потом я выписала смене 1 БФ за нарушение, сотрудники поняли-приняли и какое-то время мы вновь жили без спокойно и без БФ.

А потом….

Потом собственница выписала смене 20 БФ на каждого (около 7 часов). Я уточнила в нашем руководительском чате, точно ли она не ошиблась ноликом.

— Нет, они меня разозлили.

Прошел день, и кто-то выхватил еще 10 БФ, потом вся смена 40, а потом и вовсе по 100 БФ. Время отработки стало исчисляться сутками и перестало выглядеть вменяемо. Я просила собственников остановиться: во-первых, невозможно имея 15-17 смен в месяц добавить еще 2-3 полноценные смены по 14 часов без ущерба для здоровья и психики, во-вторых, это уже походило на издевательство, а мы так не договаривались.

В ответ собственники говорили, что все ок — все получают то, что заслужили.

Это было не так. Все получали столько, насколько сильные эмоции испытывали собственники ресторана в ответ на косяк. А эмоции могли быть сокрушительными: это я как сотрудник в найме могла думать холодной головой, просчитывая последствия, а у собственника, видящего, как уничтожили его имущество или слили гостей, в душе бурлит злость и негодование.

Сотрудники начали писать мне в личку и спрашивать, как так получается. Я пыталась успокоить, хотя аргументов не хватало — все что было оговорено про БФ не соблюдалось. Напоминания собственникам, что нужно снизить накал страстей не помогали. Я решила уравновесить ситуацию, списывая БФ за «победы». Например, утром объявляла конкурс «Кто продаст 5 глинтвейнов, тому минус 10 БФ» — участие добровольное. На время ситуация стабилизировалось, но списывать удавалось меньше, чем копилось. Зато продажи по некоторым позициям подросли)))

Все закончилось закономерно: народ начал уходить, потому что не осиливал такое количество отработок. Проще найти другую работу, чем бесплатно работать лишние смены, лишая себя выходных.

Я вывела БФ из системы наказаний, отстранившись от взаимоотношений собственников и сотрудников. Слишком рискованно выступать гарантом там, где во главе угла стоят эмоции — никакая логика не может противостоять им.

Вместо вывода

Я по-прежнему считаю, что отработка — хороший инструмент для некоторых ниш, если пользоваться им с умом и без перегибов. В моменты, когда действовал БФ в оговоренном «тарифе» нарушений было действительно меньше, чем при штрафах. Отдавать деньги (особенно незначительные — 100-300 рублей) проще, чем время, особенно, когда ты молодой и активный студент.


Подписаться на канал «Маркетинг без мракобесия»