Почему немаркетологам не надо использовать кастдевы и другие распиаренные методики Не нужно заниматься тем, чем не положено заниматься по роду деятельности. Если вы преподаватель — преподавайте, визажист — визажируйте, стилист — стилистируйте. Я ни за что не поверю в то, что профессионал за годы работы не может без кастдева понять, что за люди к нему приходят, какие у них потребности и проблемы и как с этим работать.
Я не провожу кастдевы: у моих целевых потребителей не меняются ни потребности, ни проблемы на пути к их удовлетворению. Я также знаю, почему кто-то
не покупает у меня, и почему покупает — тоже знаю. Любой человек в момент переговоров и в процессе работы раскрывается, сам того не ведая. Часто даже спрашивать не приходится: только внимательно слушать и иногда задавать вопросы, на которые клиенту самому интересно ответить. Те, кто был у меня на менторингах подтвердят, что рядовой вопрос наносит пользу ученику и дает кучу информации мне. В естественной среде, так сказать.
Так что необязательно отбирать чьи-то полчаса жизни, если получить ответы можно в работе. Я убеждена, что немаркетологам нужно учиться не методикам (если не изъявили желание добровольно), а слушанию.
В помощь книга великолепной Гиппенрейтер «Активное слушание». Что касается CustDev, то метод нормальный — я без претензий. Как и все имеет достоинства и недостатки, которые, могут нивелироваться в руках профессионала и гипертрофироваться в руках непрофессионала. Тут, кстати, уместна ремарка —
родитель метода вот и по факту метод — нечто большее, чем глубинное интервью, которое обзывают КД.
Возвращаясь к недостаткам метода для немаркетологов: вместо CustDev может получится анкета из 90-х — помните была такая «Для девочек»? Вроде прикольно, но что делать с инсайтами — непонятно. Все из-за того, что не соблюдаются принципы формирования выборки и не учитываются особенности психики людей (и принципы метода, конечно). Так люди могут
не хотеть говорить правду, сознательно не говорить правду, преувеличивать правду и генерировать кучу других моделей поведения, которые в хорошую погоду рассмотрит только человек внимательный. Ну и предвзятость интервьюера никуда не денется.
То же самое касается и других методик: у меня нет задачи запятнать их, но есть
задача донести мысли: 1. Если вы занимаетесь исследованиям и анализом потребителей самостоятельно, не усложняйте жизнь и пользуйтесь тем, что легко достать и обработать без насилия над собой и окружающими.
2. Или обратитесь к человеку, который занимается этим профессионально. Если что, я кастдевы не делаю, ко мне за ними не надо. Я работаю с тем, что у вас есть и помогаю настраивать маркетинг так, чтобы информация не пылилась на полках.
Главное, что вы должны осознавать – ненужные действия ведут к появлению ненужной информации в описании потребителей и как следствие к пустым или неверным выводам. Что ест,
каким цветом выходит из него новогодний салат, на чем ездит, каких животных любит, какие травмы детства — если эти данные напрямую не касаются решения, которое вы предлагаете – вы их никогда не используете. Желаю, чтобы
забота о своем времени и пространстве поселилась в каждой голове. Амень.