Миссия, цели, стратегии
Я адаптировала теорию под предпринимателей, экспертов и специалистов, однако, при объяснении в некоторых местах невозможно отойти от традиционной формулировки терминов. Поэтому, когда вы встречаете слово «бизнес», воспринимайте его как синоним словосочетания «мое дело».
Миссия, цели и стратегии — что это

Миссия — общее предназначение и намерение бизнеса. Это ответ на вопрос «зачем я это делаю/ для чего мой бизнес существует?». Без миссии невозможно построить стратегии, так как миссия определяет цели.

Цель — мишень, идеал, то, к чему мы стремимся.

Стратегия — способы достижения долгосрочных целей.

Тактика — совокупность методов и приемов, применяемых для достижения цели.

Чтобы грамотно управлять бизнесом, вам придется:

1. Разработать миссию.
2. Исходя из нее поставить цели.
3. Сформулировать стратегии (их несколько, так как все направления внутри бизнеса подчиняются миссии — финансовая, маркетинговая, инвестиционная и пр. стратегии).
4. Сформулировать тактики — краткосрочные методы для решения тех или иных задач стратегий.


Пример комплексных данных для стратегического управления бизнесом

Аня открыла магазин парфюмерии. Чтобы выставить цели, ей нужно разработать миссию, то есть ответить на вопрос, зачем она создает этот бизнес.

Миссия Ани: (я хочу/мне нужно/я мечтаю) чтобы все молодые девушки могли пахнуть дорогими ароматами, но при этом не переплачивать. Или более красиво: «Я создала этот магазин, чтобы молодые девушки пахли дорого, не тратя на ароматы огромные деньги».

Из миссии Ани вытекают проблемы (ситуации требующие разрешения):

  1. Ароматы должны быть дорогие, но обходится в закупке дешево.
  2. У конкурентов по ТЦ (например, Летуаль и Золотое яблоко) — цены ниже.
  3. Молодые девушки чаще заказывают косметику в интернете, им может быть неинтересен офлайн-магазин.
Цели, которые можно выставить исходя из проблем:

  1. Заполучить поставщиков реплик дорогих ароматов на условиях Х.
  2. Сделать самую низкую цену на ароматы в ТЦ с условием того, что сами ароматы сохранят высокое качество.
  3. Сделать посещение офлайн-магазина востребованным за счет маркетинговой стратегии.
Цели необходимо ставить по SMART, обращая внимание на то, как они влияют на другие цели. Достижение всех целей должно вести к тому, чтобы миссия компании выполнялась на длинном промежутке времени.

Из целей получаются стратегии:

  1. Торговая —(как мы будем заполучать поставщиков?) Найдем продавцов в Китае, и поставим там нашего представителя, который сможет обеспечивать закупки и логистику.
  2. Финансовая (за счет чего мы сможем снизить издержки, чтобы поставить низку цену?) Сокращение издержек на персонал и оформление зала.
  3. Маркетинговая (как нам сделать посещение магазина востребованным?) Упор на офлайн-мероприятия для тех, кто любит пахнуть вкусно и нечасто выходит из дома.
Из стратегий образуются тактики. Не буду расписывать все, только тактику продвижения в рамках маркетинговой стратегии: упор на офлайн-мероприятия для тех, кто любит пахнуть вкусно, и к тому же нечасто выходит из дома.

  1. Используем SMM. Развиваем Телеграм и Инстаграм, делаем там витрину ароматов, анонсируем офлайн-мероприятия.
  2. Используем ресурсы торгового комплекса. Вешаем навигационный баннер на первом этаже, клеим лапки-указатели по второму этажу, которые ведут в магазин.
  3. Прочее.
Примеры миссий популярных компаний

Ниже я напишу список миссий. В качестве самопроверки попробуйте разглядеть в них проблемы и, как следствие, цели бизнеса, ведущие к формулировки стратегий.

1. Торговая сеть «Дикси»: Удовлетворять ежедневные потребности большинства жителей России с лучшим соотношением цены и качества.
2. Торговая сеть «АШАН»: Предлагать все большему количеству покупателей более широкий ассортимент качественных товаров по низким ценам.
3. Amazon: Быть самой заботящейся о клиенте компанией на Земле.
4. IKEA: Изменить к лучшему повседневную жизнь многих людей – не только покупателей, но и сотрудников IKEA и компаний-поставщиков.
5. Мегафон: «МегаФон» объединит Россию, разрушая барьеры и развивая коммуникации, чтобы стать очевидным выбором каждого. «МегаФон» исходит из особого отношения к социальной миссии компании, которая состоит в том, чтобы создавать условия для общения людей, без учетов границ и расстояний.
6. Яндекс: Помогать людям решать задачи и достигать своих целей в жизни.
7. Pinterest: Помочь вам заниматься любимым делом.
8. Газпром: Максимально эффективное и сбалансированное газоснабжение потребителей России, выполнение с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.
Резюме
Невозможно делать маркетинговую стратегию и тактики, не зная миссии компании.

Если вы маркетинговый специалист, то данные для тактики вы должны запросить у представителя компании/собственника. Так, SMM-специалист не разрабатывает маркетинговую стратегию, но на основе нее делает тактику продвижения в социальных сетях.

Если вы работаете сами на себя, нужно один раз разложить по полкам ваши миссию-цели-стратегии-тактики, чтобы не путаться на пути к достижению целей и правильно оценивать их эффективность: то есть вовремя сравнивать с миссией, чтобы понимать соответствуют ли они друг другу.

Важно: миссия не противоречит цели бизнеса «заработать деньги». Это ок, так как без денег многие цели, ведущие к поддержанию миссии выполнить не получится.

Напоминаю, что мы с вами собрались для того, чтобы поработать над вашей маркетинговой стратегией и/или разработать тактику. Далее речь будет идти о маркетинге, но, повторюсь – он строго завязан на миссии бизнеса и не существует в отрыве.
Если у вас остались вопросы, задайте их в нашем Чате теории. Если все ясно, приступайте к заданию Дня. Удачи!
Теория для менторинга, 2023

Автор: Троицкая Ксения. Копирование материалов с этой страницы запрещено. Используйте их для обучения.