Средства выразительности в текстах (СР)
— это приемы и техники, используемые в речи и текстах для усиления эмоционального воздействия, выразительности и образности. Они помогают донести до читателя смысл высказывания, его эмоциональную окраску и эстетическую ценность.
Про средства выразительности знают все, но мало кто использует их осознанно. Чаще либо не включают их в текст вовсе или пишут интуитивно. А меж тем, это навык, который можно и нужно тренировать. Именно средства выразительности помогают выработать авторский стиль и создать эмоциональную связь с читателем. Например, недавно читательница написала комментарий «ради таких формулировок и захожу читать ваш канал». Формулировка, о которой шла речь звучит так:
«Креатив ему понравился, а канал — не просто кал, а чистый. Любой после 30 знает, что чистый кал — показатель здорового ЖКТ без разрывов и трещин. Значится, со здоровьем канала все прекрасно».
Здесь я использовала метонимию — СР, в котором одно слово или выражение заменяет другое на основе близости или смежности понятий. Пример метонимии: «чистый кал = физическая субстанция» заменяю на «чистый кал = показатель здоровья» и применяю это по отношению к каналу.
Также я использовала иронию — СР, при котором слово или выражение используется в смысле, обратном его буквальному значению, чтобы выразить насмешку, критику или подчеркнуть абсурдности ситуации. Иронию я выразила во фразе «канал — не просто кал, а чистый». То есть подчеркнула, что молодой человек называет мой канал неудачным, но в то же время противоречит сам себе, не видя, что чистый кал — скорее хорошо, чем плохо.
Такие моменты в текстах со временем начинаешь писать автоматически, однако, до этого стоит потренироваться видеть СР в разных текстах и применять в своих. В теории я опишу те СР, которые сама применяю в текстах — обычно авторский стиль предполагает, что автор использует свойственный только ему набор СР, через который читатель его узнает. Вам стоит попробовать в своих текстах все виды СР, чтобы тренировать разные приемы, пока не найдете свои.
Средства выразительности:
1.
Гипербола – преувеличение для усиления выразительности.
Как не видела Васю миллиард лет, так еще бы сотню веков и не встречала.
2.
Бессмысленная детализация – излишне подробное описание простого действия для создания комического эффекта.
Я включила воду, чтобы умыться. Подставила ладошки под струю и несколько секунд смотрела, как о них бьются капли. Потом я набрала в ладошки маленькое озеро, поднесла его к лицу и начала втирать воду в кожу. Я делала это тщательно, чтобы не потерять ни одной капельки. Размазывала сначала по левой щеке, потом по правой.
3.
Алогизм – намеренное нарушение логических связей для создания комического эффекта или привлечения внимания к абсурдности ситуации.
Я два часа искала телефон, который все это время держала в руке.
4.
Ложное противопоставление – высказывание строится так, что заключительная часть по форме будто бы противоречит началу, а на самом деле усиливает его. Нужно для того, чтобы сделать высказывание острым, глубже подчеркнуть мысль.
Ненавижу вечеринки, но стоит мне на них попасть, будьте уверены — та дама, которая танцует на столе — это я.
5.
Аналиплозис – повтор последнего слова (группы слов) в начале следующего. СР создает музыкальность и ритмичность текста, помогает запомнить ключевую мысль.
Я решила поработать с утра. С утра — это часиков в 12 как раз, когда проснусь.
Вы также можете посмотреть в моем канале серию #лентарня — тексты серии я писала в стиле аналиплозиса.
6.
Аллюзия – намек на реальный общеизвестный, политический, исторический или литературный факт. Нужна для экономии слов (не расписываем ситуацию, а даем прямую отсылку к похожей), создания ассоциаций, установки связей с культурным контекстом.
У меня муж, когда выходит из машины — вылитый Джеймс Бонд. А когда спит, то Пин Сяо По.
7.
Метафора – употребление слова в переносном значении для создания образных ассоциаций, создания эмоционального фона.
Telegram — это библиотека голосов, где каждый может оставить свой след.
8.
Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний по общему признаку. Нужно, чтобы подчеркнуть качества и создать яркие образы.
И я такая лечу как ветер, волосы назад.
9.
Парадокс – выражение, в котором вывод не совпадает с посылкой и не вытекает из нее, но противоречит ей, давая неожиданное и необычное ее истолкование. Провоцирует размышления и открытие нового смысла. Парадокс можно использовать вместо вопроса, если ваша аудитория достаточно интеллектуальна.
Чтобы быть счастливым, нужно довольствоваться бедностью.