Описание целевых потребителей
Внимание! Описание целевых потребителей (далее — ЦП) делается после их исследования. Исследование может проводиться по разным методикам и занимает время. По этой ссылке я разобрала некоторые мифы о ЦП: ознакомьтесь для общего развития.

Этот материал предназначен для того, чтобы вы описывали ЦП по нужным для работы параметрам. Описание предполагает, что у вас уже есть информация о ЦП, которую вы узнали ранее (либо в рамках менторинга, либо за его пределами).
Общая информация по критериям для описания целевых потребителей

Итак, вам требуется описать группу потребителей, для которых вы работаете.

Ваши потребители имеют набор сходных характеристик и требований к товару и услугам. Критерии для описания я расположу ниже, а прежде предупрежу — вы должны подходить к описанию ЦП с точки зрения здравого смысла: не все критерии будут важны для вашего бизнеса. Так, если вы продаете булочки «Синабон», то критерий «Климатическая зона» вам не нужен. В то же время для продавцов вентиляторов – он является основополагающим. Будет странно не учесть его и повезти продавать вентиляторы в Якутию.

Еще раз — вы даете описание только тем критериям, которые важны для вашего бизнеса и помогут:

1.

При разработке продуктов для наделения их определенными характеристиками, качеством или гарантиями.

Пример: детские ёлочные игрушки делают из небьющегося пластика (характеристика) повышенной прочности (качество) и дают гарантию на замену в течение 20 лет, если ребенок все же сможет их разбить. В этом случае прописывать характеристику возраста, поведенческих моделей потребителя необходимо.

2.

При выборе географии продаж.

Пример: онлайн-курс на русском языке для дизайнеров с целью последующего их трудоустройства в российские корпорации. Несмотря на то, что русскоязычные специалисты могут жить по всему миру, трудоустройство в российскую корпорацию предполагает российское гражданство. Поэтому можно ограничить географию по стране, но не ограничивать по городам.

3.

При продвижении.

Пример: в некоторых регионах России сохранились культурные особенности потребления, при которых женщины покупают продукты на рынке. В этом случае уместно описать целевых потребителей по критерию культурных и/или религиозных особенностей, поведенческие модели относительно товаров.
Критерии

Общие критерии

1. Демографические (возраст, пол, семейное положение, национальность, уровень образования, профессия, религия).
2. Религиозные и культурные особенности.
3. Географические (страна, город, район, квартал, дом; динамика развития географического места, численность и плотность населения, климат, юридические ограничения, развитость транспортной сети).
4. Экономические (уровень дохода, занятость).

Поведенческие критерии

1.

Статус потребителя (потенциальный потребитель продукта, регулярный потребитель).

5-летний Миша пока еще не ест брокколи, но все может измениться в 30 лет — он потенциальный потребитель. А его мама, которая кушает их на завтрак/обед и ужин — регулярный.

2.

Интенсивность потребления (слабые, умеренные и активные потребители). Интенсивность потребления используется для разработки продукта, его продвижения и удержания клиентов.

Олег кушает шаурму 5 раз в неделю (активный), Маша 1 раз в две недели (умеренный), Аня раз в полгода.

Олегу мы можем дать доступ к бонусной программе, Маше – специальное предложение, чтобы мотивировать её покупать шаурму каждые две недели у нас, а для Ани мы можем разработать новый продукт ограниченной серии: «Шаурма с сюрпризом для тех, кто есть ее раз в полгода».

3.

Степень приверженности. Безоговорочные приверженцы всегда покупают продукты одной марки. Частичные приверженцы предпочитают 2–3 марки продукта. А некоторые покупают те марки, которые есть в продаже, без предпочтений. Бизнес стремится создать у покупателей чувство привязанности к определенным маркам. Лучший покупатель – это постоянный покупатель. Для этого создаются различные клубы любителей тех или иных брендов.

4.

По степени готовности покупателя к восприятию товара (еще не знает о продукте; знает, но не пробовал; знает и пробовал и пр.)

Психографические критерии

Эти критерии наиболее специфичны в описании, так как требуют глубоких исследований: количественных и качественных. Критерии нужно внимательно анализировать на тему их необходимости. Так, если у вас вендинговый аппарат с кофе, то знания о темпераменте и чертах характера вряд ли помогут. Зато, если вы продаёте курс на тему «Отношения в семье», что информация системе ценностей целевых потребителей необходима.

1.

Поведенческие привычки (ходит на рынок/заказывает на дом/покупает в сетевом магазине; работает на кровати/за столом/у телевизора и пр. привычки, которые имеют прямую взаимосвязь с использованием продукта).

2.

Темперамент (особенности поведения человека — импульсивный, замкнутый, ранимый и пр.).

3.

Жизненная позиция (активная, пассивная).

4.

Система ценностей (что важно в жизни — семья, работа, друзья и пр. Список ценностей тут.

5.

Потребности (биологические — в еде, воде, отдыхе, комфортной температуре; социальные — в любви, самореализации, доходе, власти, самоуважении и пр.) Список потребностей тут.

Опишите информацию о своих целевых потребителях (добытую из работы с ними или через исследования) по критериям — на этой основе будет строится ваш маркетинг.
Если у вас остались вопросы, задайте их в нашем Чате теории. Если все ясно, приступайте к заданию Дня. Удачи!
Теория для менторинга, 2023

Автор: Троицкая Ксения. Копирование материалов с этой страницы запрещено. Используйте их для обучения.