Позиционирование непричастно к отличительным чертам вашего продукта или бренда. Вообще, совсем, никак.
Обычно как бывает?
Маркетолог читает книжку основателя понятия Траута «Позиционирование. Битва за умы», видит там кучу информации про конкурентов и необходимость превосходить их, ловит одну главную мысль — ага, он пишет, что надо отличаться. И поехала братва по кочкам пилить отличия.
Только правда в том, что труды Траута (и Райса — второго основателя понятия) подвергались неоднократной критике со стороны научного сообщества, в том числе со стороны психологов, которые указывали на ошибочность того, как стратеги описали процессы в сознании человека. На чистую воду вывели многие идеи мэтров —относительно конкуренции, манипулирование потребителями. Траут и Райс спустя годы также признавали неакадимичность своих утверждений.
Вот такой парадокс: ребята создали понятия, но для лучшей продаваемости своих услуг наложили на него горку инструментов, которые не имеют отношения к реальности.
Ну а что в нашем мире?
А в нашем мире никто не смотрит на историю маркетинга, потому что она: 1) Скучная 2) На английском 3) Зачем? Благо наш преподаватель маркетинга в вузе здорово дрессировал нас по истории, поэтому какие-никакие навыки смотреть в начало все же остались.
Поэтому теперь вы знаете, что Траут, заявлявший об отличии от конкурентов, впоследствии сам себя опровергнул. Если вам интересно почитать что там как — велком в интернет — он все помнит, надо только хорошенько поискать и сопоставить факты.
В сухом остатке позиционирование — место, которое вы занимаете в сознании потребителя. Это место, связано с вашими позициями относительно какого-то предмета позиционирования, но не с отличиями.
А что про отличия….
А вы подумайте, нужны ли они вам? Вот серьезно?
Я не отличаюсь от десятков тысяч других профессионалов по компетенциям, ассортименту услуг и их качеству, цене. А еще у меня две руки, две ноги, посредине гвозик. Но у меня покупают. И у вас покупают. И у Сбера, Тинькофф, Альфы берут кредиты и оформляют ипотеки. Попробуйте навскидку найти у них хоть одно ГЛОБАЛЬНОЕ различие в ассортименте и характеристиках услуг? Уверена, что если не копать и не уходить в частности, то не найдете. Ведь скорее всего вы с тем или иным банком, потому что привыкли/ на слуху/ ощущение, что это удобный и лучший банк. То есть буквально как потребителей нас привлекают не столько отличия, сколько то, как мы воспринимаем кого-то или что-то. А за восприятие как раз и отвечает позиционирование.
Отличаться, конечно, можно. Но это не суть важно для привлечения потребителей. К тому же банальная логика подсказывает, что отличия в пределах заданных параметров конечны. Даже если вам удастся найти некую уникальность (с вероятностью 99% нет), то первое время вы не только не привлечете на нее клиентов, но и рискуете стать непонятным и ненужным.