Вот такой интересный вопрос пришел от читательницы в рубрику #троицкие_ответы
«В агентстве мы вечно эти тренды писали в стратегии для клиентов, но по факту их никто не использовал, потому что тренды трендами, а планы компании идут своим чередом. Под тренды не переделать проекты застройщиков или образовательные планы лицея. Или уже утвержденную на производстве год назад линейку косметики. В итоге все как шло, так и идет. Максимум, где-то сммщик извернётся и что-то втиснет в контент из рекомендаций. Я понимаю, что есть какие-то мобильные бизнесы, которые оп! И подстроились. Но реально кому это надо и важно?»
Как обычно давайте сходим в словарь, чтобы понять, что тренд – это длящееся десятилетиями направление. Так что обновлять тренды в декабре каждого года – дело бессмысленное. С таким же успехом можно говорить о них весной, летом и осенью любого года.
А есть другие штуки – краткосрочные (дни-недели), среднесрочные (недели-месяцы) и долгосрочные тенденции (месяцы-годы). Это то, что резко появляется и резко уходит. Почивший «Клабхаус», например — это краткосрочная тенденция. Бегство людей из Инсты в ВК — среднесрочная. Фокус на Телеграм — долгосрочная.
Если открыть любую статью про тренды Х года, можно прочитать адскую смесь из трендов и тенденций. Мало того, что народ путается, зачем это надо, так он еще и не понимает, сколько каждое из событий будет длится. А это важно. Ведь если говорить о тенденциях, то подстроиться под них смогут те, кто обладает гибкостью, чтобы быстро воспринять, протестировать новое и внедрить его при исходных ресурсах. Что касается трендов, то наблюдение за ними в любом бизнесе – факультативное.
Есть карта трендов социолога-футуролога Ричарда Уотсана, которая охватывает 2017-2050 гг. в последней редакции. Путешествовать по ней одно удовольствие (см. в комментариях). По трендам из этой карты живут практически все сообщества (у неконтактных племен само собой своя атмосфера) и бизнесы. Могут переосмысляться инструменты и точки приложения сил в разных десятилетиях с учетом тенденций.
Так вот вопрос читательницы я бы переформулировала так: не какому бизнесу важно учитывать тренды, а под какие задачи бизнесам важно использовать тренды?
А задач-то куча-мала:
— изменение взаимоотношений в коллективе;
— создание новых продуктов и услуг;
— формулирование социальной миссии;
— разработка новых технологий.
Например, стартаперы действуют на стыке блоков: базовые потребности + тренды + триггер изменения. Условно, потребность в еде + тренд на пик внимания к технологиям + пандемия = доставка еды через приложения.
Так нужно ли пихать в стратегии клиентов тренды?
Однозначно нет, если у компании нет релевантных задач.
Наборы трендов для бизнесов всегда индивидуальны, ведь опираясь на чуждые целям компании тренды они будут делать неправильные выводы, буксовать и даже, прости господе, банкротится. Именно это знание должно стать основой для изменения подхода к «раздаче данных» по трендам. Проработка запроса должна стать глубже, информационная нагрузка на клиента — меньше.
Так, если мне клиент перед консультацией не рассказывает о задачах, которые предполагают опору на тренды, я никогда не включу в разговор информацию о них. Мы — человеки — загадошные. Если не в состоянии переварить объем информации, начинаем тревожиться. Это ни к чему. Только если я понимаю, что тренд решит определенную задачу клиента, я озвучиваю его/набор трендов и даю гипотезы, как плавно подключить их в работу.
Что до тенденций, повторюсь, тут кто успел, тот и съел. Бесполезно насаждать всем бизнесам знание о тенденциях, если сами они не в состоянии их увидеть, не имеют мощностей, чтобы их применить, и без понятия как их адаптировать к исходным данным. Поэтому, компании, связанные с IT, быстрее реагируют на тенденции – они гибкие и мощные, с хорошим аналитическим бэкграундом в отличие от магазина детских комбинезонов.
От таки дела.